июль 2002 июль 2002 ноябрь 2002 ноябрь 2002 ноябрь 2002 декабрь 2002
декабрь 2002 декабрь 2002 декабрь 2002 декабрь 2002 декабрь 2002 январь 2003 январь 2003
март 2003 март 2003 март 2003
июнь 2003

Этапы большого пути

Машина была куплена в июле 2002 практически в таком виде как на первых 2 фотографиях (сфотографирована на станции в самом начале работ по выготавливанию кузова).

Предыдущий хозяин начал ее выготавливать, но забросил, установил частично агрегат ГАЗ-53, снял родную коробку и начал работы по установке механической. Чайку забирали из деревянного гаража на железном тросе, так как эвакуаторщики, с которыми предварительно договорились, не приехали. Жигули четверка справилась с этим заданием почти благополучно. Потом на ней пришлось сцепление ремонтировать. Водители других машин шарахались в сторону и уступали дорогу, а на одном из перекрестков регулировщик дал нам "зеленую дорогу" чтобы мы с разгона дуэтом смогли въехать на горку. К месту работ по кузову Чайка уже ехала на лафете. С максимальной скоростью 40 км/ч - легковую Ауди мотало по дороге от покачиваний груженой запчастями Чайки.

Решили восстанавливать Чаечку полностью в оригинал (причем как досерийная 1958 года) - с установкой всех родных агрегатов.

Что хотелось, это внешне сделать как самая первая досерийная модель - внешне в 2 цвета светло-бежевый и бордовый, и также духцветный салон, основываясь на раздобытых архивных фотографиях.

Три месяца заняли кузовные работы. Столкнулись с некоторыми нюансами. Так как машины собирались на ГАЗе не на конвейере, а вручную, то все кузовные детали подгонялись на каждой конкретной машине. Практически как костюм. Поэтому когда наконец-то была найдена "морда" (на первых фотографиях видны части арматуры вместо нее), пришлось заново подгонять к ней крылья. Машина красилась под лак и качество подготовительных работ должно быть на высшем уровне. Большие прямые плоскости крыльев и дверей доставили немало хлопот, но необходимый результат был достигнут. Ровный блик на боковинах Чайки еще больше подчеркивает стремительность линий и обводов кузова.

Во время кузовных работ приступили к поиску необходимых деталей по двигателю и коробке. Из двигателя был новый блок без шпилек, остатки убитого родного двигателя, который стоял на этой Чайке, двигатель ГАЗ-53 и разобранная коробка, которая, по словам предыдущего хозяина, была не работающей. Собственно, из-за поломки двигателя, который вообще не обслуживался, машина стала на прикол и неплохо сохранилась. Для того чтобы моторист смог работать у себя в своем гараже, его пришлось достроить. Гараж, в котором раньше бок о бок стояли Волга ГАЗ-21 и Победа пришлось удлинить почти в двое. Провести электричество и отопление. Волга и Победа переселились в отдельные гаражи.

Была приобретена новая поршневая на Чайку. Все собирать решили на новом блоке, но отсутствие шпилек говорило, что блок из отбраковки. При тщательном обследовании был обнаружен брак внешнего литья. Собрали наконец-то двигатель. Но торжественного запуска не произошло - двигатель чихнул пару раз и все. Пробило рубашку охлаждения. Нашелся брак - при сверлении каналов, один из них просверлили глубже чем надо, но не совсем. Между каналами образовалась стенка толщиной с фольгу, которую мы не смогли обнаружить при просвечивании, но которая не выдержала давления масла при запуске двигателя. Алюминиевый блок заварили в институте сварки им. Патона в Киеве. Повторная сборка и запуск прошли успешно. Звук V-образной восьмерки описать не возможно. Это надо слышать. Двигатель должен быть обязательно V8. И с объемом не меньше 5,5 это точно!

Карданного вала родного не сохранилось. Его поиски затянулись на некоторое время, но нам повезло. И мы купили кардан от ГАЗ-14, одна половинка которого 13-я, и купили кардан от ГАЗ-21, у которого также одна половинка ставилась на ГАЗ-13. Так, благодаря унификации деталей на ГАЗе, из двух карданов собрали один Чайковский 13-й.

Коробка доставила также немало проблем. Вообще-то мы были к этому готовы. Перед всеми этапами тщательно изучались материалы и книги не только по ГАЗ-13. Детали коробки оказались в отличном состоянии. Машина действительно прошла 48 с небольшим тысяч, как было на спидометре. При дефектовке обнаружилось что коробка, по всей видимости, тоже не обслуживалась. Были приобретены новые тормозные ленты. Собран гидроблок ("мозги"), хотя его конструкция несколько отличалась от той, что была в каталоге деталей и руководстве по эксплуатации. Все установлено. Залито масло. Первый выезд показал что коробка работает не правильно. Нет переключения со второй на третью, проблемы с нейтралью. По большому счету, если бы все получилось с первого раза, это было бы странно, наверное. Сливаем масло. Разбираем "мозги". Тщательное исследование показало небольшие канавки в направляющем штоке. Гидроблок был изначально "закипевший" и со следами небольшой коррозии. На штоке после удаления коррозии образовались небольшие канавки, которые могли пропускать масло между каналами гидроблока и вызвать нарушения в работе переключения скоростей. Было изготовлено несколько новых штоков с соблюдением всех технологических циклов. Заново все собрано. Залито масло. Второй выезд. Коробка работает по другому, чем впервый раз, но опять неправильно. Разобрали все, включая селектор переключения передач. Повторное штудирование книг. АКПП ГАЗ-13, АКПП ГАЗ-14, АКПП ГАЗ-21, АКПП ЗИЛ-111, книга Липгарта 1962 года "Гидромеханические коробки передач". Мнения о причине неполадок разделились. Но было решено купить новый трос АКПП и новые "мозги" для сравнения. Причина оказалась в тросе. Также выяснилось что за 20 лет производства Чайки, у нее было несколько конструктивных изменений. Было и несколько конструкций гидроблоков.

Приближался Июль 2003 года. Фестиваль Автоэкзотика 2003. Начались работы по салону. С цветом и материалом салона определились довольно быстро. В мастерской была необходимая натуральная кожа - бежевая и красная, алькантара практически такого же красного цвета, как и кожа, и потолочная ткань в тон светло-бежевой коже. Но нужного цвета ковролина найти в Киеве не смогли. Ее привезли из Москвы, куда ездили за выхлопными трубами и другими деталями. Салон был закончен в день выезда в Москву на фестиваль. Багажник не успели сделать и его доделывали уже по приезду из Москвы.

Поездка прошла успешно. По дороге пришлось несколько раз регулировать карбюратор. Четырехкамерный К-114 весьма капризен, но когда он настроен, результат отменный.

Вернувшись в Киев мы заехали на мойку и потом решили проехаться по городу - очень хотелось показать знакомым результат годичного труда, пусть и не совсем незаконченного. Через пару часов застучал задний мост, особенно это чувствовалось при левом повороте. Смогли своим ходом доехать на станцию, где Чайке пришлось зависнуть на несколько дней. Полетели сателлиты. Но мы радовались. Радовались что это не случилось по дороге из Москвы. И радовались тому, что это было до сих пор единственная часть автомобиля, которой еще толком не уделили внимания. Тем более, что, как оказалось его уже "ремонтировали" до нас. Через несколько дней Чайка выехала из бокса.

Теперь это полностью собранный заново прекрасный автомобиль, готовый к дальним путешествиям. В одно из них спустя неделю Чайка и отправилась. В Крым.

Доводочные работы по электрике и комплектовке продолжаются уже второй год. И практически завершены. На данный момент есть небольшие проблемы в работе реле зарядки, которые будут устранены с его приобретением.

PS. Наверно возникнет вопрос, а кого эта машина возила в самом начале своей жизни? Установить это не просто. Документов подтверждающих ее прошлое в общем-то нет. Но, со слов предыдущего владельца, к нему машина попала в советские времена из кооператива который обслуживал свадьбы. У этого человека был ГАЗ-12 ЗИМ, который он обменял на эту Чайку, так как она погибала из-за того, что не могли починить коробку и был заклинен двигатель. Возможность установить механику и другой двигатель привлекли его и живой ЗИМ был обменян на труп Чайки. Но за десяток лет все не сильно продвинулось - требовалось большое вложение сил, времени и денег. В свадебный кооператив в Киев машина пришла в товарном вагоне из Москвы. Из какого-то госгаража, где ее тоже не смогли поставить на ноги. А до этого гаража, она работала в министерстве телевидения и радиовещания (Гостелерадио СССР). По всей видимости (и по словам предыдущего хозяина) она возила Министра Гостелерадио СССР - доказательством этого может служить "кремлевка", которая случайно пришла вместе с машиной. "Кремлевка" - специальная рамка переднего номера, которой снабжались Чайки, имеющие доступ в Кремль. Также, при разборке переднего дивана, была найдена записка датированная 1977 годом, в которой упоминается улица Каретный Ряд в Москве. Так как машина 1973 года выпуска, и показания спидометра порядка 48 тыс км, похоже на правду что машина проездила до конца 70-х годов. Председателем (министром) Гостелерадио СССР в этот период был С.Г.Лапин, весьма неординарная личность. Ездил он на этой машине или кто-то другой? В одном из своих интервью газете Собеседник в 2001 году шахматист Анатолий Карпов рассказывал о своей любви к "крутым" номерам, и о том, что на это его натолкнул номер служебной Чайки С.Г.Лапина 11-11.
главная страница
e-mail

Hosted by uCoz